«Социализация личности ребёнка по системе М. Монтессори»
Седельникова Татьяна Викторовна,
Сухих Валентина Михайловна
Монтессори-педагоги
Государственного областного
бюджетного учреждения здравоохранения
«Областной специализированный дом
ребёнка для детей с органическим
поражением центральной нервной системы
с нарушением психики»
Педагоги в Монтессори-группах считают социализацию одним из важнейших процессов.
Монтессори система уже направлена на социальность: это группы детей разных по возрасту, правила, которые обязаны соблюдаться всеми, принципы саморазвития – эти факторы дают возможность малышам получать ценный социальный опыт.
Социализация в группах позволяет ребенку довольно быстро вписаться в ритм взрослой жизни, научиться организовывать свой досуг, распределять время и приоритетность занятий.
В нашем домике вместе со здоровыми детьми воспитываются и дети с проблемами в развитии - «Особый ребёнок». У этих детей ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития наличия в нём своеобразных «пустот» ,чрезвычайная скудность представлений, социальная незрелость. Кроме того, малоподвижность зоны ближайшего развития. Все формы активности находятся у них в обеднённом, а нередко в редуцированном виде.
Особенно сложно проходит процесс социализации у детей с интеллектуальной недостаточностью. К сожалению число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные, коррекционно – образовательные услуги, не сокращается, а напротив, увеличивается.
Работая с «особыми» детьми, мы поставили перед собой первоочередную задачу – помочь детям социализироваться в обществе. Научить детей общаться, познать самого себя, и самое главное – научить социальной адаптации в быту.
Для работы, над поставленной задачей, мы выбрали систему Марии Монтессори. Ведь свою методику она создала в первую очередь для детей с различными отклонениями в развитии. Коррекционно-развивающую работу с детьми мы спланировали вместе с дефектологом и педагогом-психологом. Разработали план по работе с родителями. Работу мы решили провести в два этапа.
В первую очередь – создание условий для максимального развития детей в соответствии с потребностями возраста и особенностями психологической структуры «зоны ближайшего развития» в каждом конкретном случае. А в Монтессори – педагогике это специально подготовленная среда – внешний, созданный взрослым мир, который помогает ребёнку, строить, организовывать свою личность в течении всех сензитивных периодов.
Вторым этапом стало свое образное «навёрстывание» упущенного, формирование тех компонентов психики, которые являются базовыми в развитии.
М. Монтессори называла свою педагогику системой саморазвития ребёнка в специально подготовленной взрослым среде. Это потрясающе совпадает с представлениями о роли взрослых в жизни детей. Они не учат напрямую, а создают наилучшие условия, для свободной и самостоятельной работы, которая у детей естественно совпадает с процессом саморазвития.
Некоторые материалы мы приобрели: «Рамки с застёжками», «Розовая башня», «Красно-синие штанги», «Шумовые коробочки» и т.д.
Приобрели различные виды круп (гречка, рис, горох, фасоль и т.д.), цветной песок, морские камешки. Разного размера миски, плошки, баночки, крышки, ложки, резиновые груши, губки, ситечки, венчики, кувшинчики и т. д.
А также реальные: чайная посуда, тазики, щетки, швабры, вёдра, подносы. Сшили передники, тряпочки, салфеточки, скатерти.
ЗОНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Она в основном ориентирована на удовлетворение потребности ребёнка в движении. На развитие моторики координации движений. Сюда включены некоторые виды домашней деятельности (стирка, уборка, мытьё посуды, и т.д.) где ребёнок подражает действиям взрослых. Занимаясь в этой зоне, дети приобретают бытовые навыки, учатся заботится об окружающей среде, уходу за собой и социальным контактам. В нашей группе дети с различными диагнозами и разными этапами развития. В основном это дети с ДЦП, опять - таки разной этиологии, степени поражения двигательных функций. Это касается общей, мелкой и артикуляционной моторики, недостаточной координации движений. В значительной степени страдает координация движения обеих рук, рук и ног, зрительно-двигательная координация. Есть дети, которые не могут передвигаться самостоятельно. Для наших детей мы подобрали упражнения из «зоны практической жизни» - перекладывание, пересыпание, просеивание, переливание, сортировка, открывание и закрывание. Дети с удовольствием
выполняют эти упражнения. К концу года, некоторые дети уже увереннее держали ложку, карандаш, лепили из пластилина. Самое главное у них появилась положительная динамика речевого развития. А ещё наши дети стали менее агрессивны.
К задачам трудового воспитания наших детей относится формирование необходимых навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков.
В этом нам опять помогли упражнения из «зоны практической жизни»: ходьба, обучение умению садится и вставать, ношение различных предметов, мытьё рук, одёжные рамки. После усвоения этих упражнений мы приступили к хозяйственно-бытовому труду и труду в природе. Предложили следующие упражнения: стирку и развешивание белья, вытирание пыли, подметание пола, мытьё столов, стульев, посуды, уход за цветами, а ещё накрывать стол для чаепития. Особенно нравились эти упражнения детям со слабым отклонением в умственном развитии, педагогически запущенным, из неблагополучных семей. Этих детей необходимо было научить следить за собой, помогать друг другу, проявлять заботу об окружающем. Больше всего доставляло удовольствие – накрывать стол для чаепития, ведь для этого использовали настоящий чайный сервиз. Ребята узнали названия составляющих частей чайного сервиза, научились располагать эти предметы на столе; наливать чай из чайника в чашки, раскладывать печенье (особенно щипцами).
Всё это дети выполняли с удовольствием, а к концу года стали более эмоционально устойчивы, наблюдалась положительная динамика навыков самостоятельности.
Очень большое внимание оказывается «СЕНСОРНОЙ ЗОНЕ». Ведь познавательное развитие является одним из важнейших в коррекционно- образовательной работе с детьми. Занимаясь в этой зоне, дети получают базу интеллектуального развития, умение распознать, понять и упорядочить
воспринимаемые впечатления. Всё это закладывает базу языкового развития и абстрактно-математического мышления.
Материал «МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ» очень обширен. Упражнения практической жизни и сенсорные упражнения напрямую относятся к математическому материалу. Их цели и задачи пересекаются. Это такие как: изучение величин (« Розовая башня»), изучение цветов («Цветные таблички»), шумовые коробочки, материалы на сортировку, числовые красно-синие штанги.
Работа с материалом в «Речевой зоне» - это развитие земли со всеми формами развития жизни на ней. Это знание географии, развитие животных и растений, о человеке, об охране окружающей среды. Это дидактические игры по ознакомлению: с неживой природой (смена времен года, дня и ночи), с живой природой (растения, животные, птицы, и т. д).
Применив методику М. Монтессори в работе с детьми, мы отметили положительную динамику в концентрации внимания, способности самостоятельной работы, эмоциональной и двигательной активности, в установлении и поддержании контакта с окружающими.
Система М. Монтессори ещё раз доказала, что каждый ребёнок индивидуален, его нужно принимать таким какой он есть, не сравнивая с другими детьми.