Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста.
Халуева С.С.
заместитель заведующего
МБДОУ №1 г.Апатиты
Методы совместной деятельности (младший дошкольный возраст):
К определению метода
Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ. §
Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности
Принципы организации игр-экспериментирований
Примеры игр-экспериментирований
Мокрые рукава и полотенце» Игра-экспериментирование
Цель: показать необходимость засучивать рукава (т.к. они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо, сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.
Материал: маленькое полотенце, широкая миска с водой.
Описание: Предложить ребятам взять полотенце и положить в миску.
-Как вы думаете, что будет с полотенцем? (Намокнет, станет мокрым).
Попробовать с рукавом одежды. Объяснить, что рукава одежды тоже могут намокнуть. Подумать, удобно и полезно ли ходить с намоченными рукавами рубашки. Почему это не безопасно. Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым), которая есть на руках.
«А варежки последние» Игра-экспериментирование
Цель: закрепить последовательность вещей в ходе одевания, уточнить, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их надевают последними.
Материалы: игрушка с пуговицами и молнией, варежки.
Описание: Предложить детям надеть варежки, застегнуть пуговицы и молнию на игрушке. Показать, что в варежках это неудобно, поэтому мы их надеваем последними при одевании. Обратить внимание детей на значение варежек в прохладную и холодную погоду. Объяснить, чем опасно, когда мерзнут руки, что может последовать за переохлаждением. Отработать несколько приемов согревания рук, если потерялись варежки.
Простейшие поисковые и проблемные ситуации для младших дошкольников
Работа с загадками для младших дошкольников
Загадки с подсказкой ответа
Он зеленый, полосатый,
Как воздушный шар, пузатый,
А разрезали, смотри:
Мякоть красная внутри.
До чего хорош на вкус!
Называется…
Всех круглее и краснее,
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят…
Он совсем-совсем зеленый
И овальный, удлиненный.
Помидора верный брат, тоже просится в салат.
Догадался (ась)? Молодец!
Ну, конечно, …
Игры с моделированием
Литература и игра (чтение)
Больная корова
Все утро сегодня чихала корова –
Она простудилась, она нездорова.
Давайте корову уложим в кровать.
Давайте скорее дадим ей микстуру,
Измерим термометром температуру –
И будет корова здорова опять.
Методы совместной деятельности (средний дошкольный возраст)
Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем.
Принципы организации игр-этюдов
Критерии к отбору литературных произведений
Примеры игр-этюдов
Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.
Рекомендуемые произведения для игр-этюдов
Гигиена:
Прием пищи
Опрятность:
Э.Мошковская «Митя и рубашка»
Бережное отношение к вещам и игрушкам:
Проблемные педагогические ситуации
Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.
Особенности проблемных ситуаций
Методы совместной деятельности (старший дошкольный возраст)
Ситуационные задачи
Логика ситуационной задачи:
Типы ситуационных задач
Речевые клише, которые становятся началом ситуационной задачи
Ознакомление:
Понимание
Применение
Анализ
Синтез
Метод проектов
Этапы проектной деятельности
Позиция воспитателя в проектной деятельности
Паспорт проекта «Детская энциклопедия здоровья»
Цель проекта: воспитание ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности.
Задачи проекта:
Литературно-игровые формы
Лимерик - форма короткого юмористического стихотворения, основанного на обыгрывании бессмыслицы.
Структура лимерика
Всегда состоит ровно из пяти строк
Первая строка представляет героя или героиню и заканчивается названием города или местечка, откуда тот родом (кто и откуда).
Следующие строки рассказывают о каком-нибудь странном их поступке (что сделал).
А последняя строчка повествует о реакции окружающих на этот поступок (что из этого вышло).
В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.
Примеры лимериков
Одна старушонка из Лоха
Себя развлекала неплохо:
Всё утро сидела
И в дудку дудела
На кустике чертополоха.
Жил-был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал чай
И в ней же гулял в Амстердаме.
Жила на горе старушонка,
Что учила плясать лягушонка.
Но на все "раз- и- два"
Отвечал он: "Ква-ква!"
Ох, и злилась же та старушонка!
Пример стихотворной игры
«Чужое слово»
игровой контекст: в стихотворении, которое я тебе сейчас прочту, одно слово - чужое. Оно убежало из другого стихотворения. Найди пожалуйста это слово и угадай, чье место оно заняло.
Стихотворная игра
Стала льдом вода и грязь,
Снег покрыл дома.
Это значит, началась
В городе осень
Вопросы: Где чужое слово?
Как ты догадался?
А еще почему оно не подходит?
По лесу без дорожек
Колючий ходит дикобраз
Из района Тропарево
Шла на северо-восток
Веселая корова
И во рту несла цветок