ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Сампир Л.С.


«Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей в специализированном доме ребенка».

  

Сампир Людмила Сергеевна,

Воспитатель Государственного областного

бюджетного учреждения здравоохранения

«Мурманский областной Дом ребёнка

специализированный для детей с органическим

поражением центральной нервной системы

с нарушением психики»

 

Социальный опыт ребенка – это результат специально организованного общественного опыта, т. е. «производное» от целенаправленного воспитания и обучения. В Доме ребенка воспитательный процесс реализуется в соответствии с учебными программами, отвечающими требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Одной из проблем в работе с детьми, воспитывающихся в Специализированном доме ребенка, является их недостаточная социализация. Социальный опыт приобретается ребенком с помощью людей, которые его окружают.

Более 18 лет я работаю с воспитанниками Дома ребенка. Первое время меня ставили в тупик неуверенность детей в самых простых делах. Тревожность, неусидчивость, рассеянное внимание, кратковременная память, - эти качества детей сводили на нет мои усилия как-то изменить ситуацию. Социализация детей снижена из-за того, что у них снижен интерес к окружающей жизни, они трудно усваивают общепринятые нормы общения, правила поведения.

Мы, воспитатели, должны стать помощниками ребенка в его социальном развитии, что бы он в дальнейшем умело адаптировался в окружающем его обществе, был уверенным, счастливым и самодостаточным.

Важно отметить, что для достижения позитивных результатов в социализации, необходимые методы работы должны быть задействованы непрерывно. Зачастую именно различие, непоследовательность требований авторитетных для ребенка взрослых мешает успешной его социализации. В.А. Сухомлинский писал: « От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его сердце из окружающего мира – от того, в решающей степени, зависит, каким человеком станет малыш».

Таким образом, цель нашей работы – формирование у детей навыков социального восприятия, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующих наилучшему развитию личности ребенка. В данной статье будет раскрыта реализация поставленной цели посредством художественно-творческой деятельности.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить – возникает у него самостоятельно и отмечается чрезвычайной искренностью.

 Художественно-творческая деятельность, которая помогает общаться с каждым ребенком индивидуально, а значит и настроить его на участие, стала приносить результаты довольно быстро.

На первых этапах я давала детям готовые фигурки из бумаги или картона (тарелочки, чашки, петушок и т.д.) и просила ребенка нарисовать глазки, пуговицы, раскрасить. В результате ребенок получал готовую игрушку и мог начать игру с другим ребенком. Очень часто я использую диалоги Н. Сладкова, хорошо понятные детям, короткие и легко запоминающиеся. За 5-10 минут ребенок получил готовую игрушку и обыграл ее с детьми. Получив сразу положительный опыт, ребенок обязательно отзовется и на более сложное задание.

Художественно-творческая деятельность в ее различных формах является универсальным средством в социальном развитии детей, а также в реализации основных принципов ФГОС ДО:

 - принцип развивающего образования (от простого к сложному);

 - принцип интеграции (использование во всех образовательных областях в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников);

 - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, систематичность и последовательность обучения, практическая направленность занятий;

 - совместная деятельность взрослого и ребенка, сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом.

Художественно-творческая деятельность предлагает широту выбора видов работы с детьми в рамках их социализации:

 - рисование (кисть, карандаш, пластилин, выдувание);

 - лепка (тесто, пластилин, глина, папье-маше);

 - аппликация (бумага, ткани, природный материал, крупы);

 - работа с бумагой: оригами, объемная аппликация);

 - театральная деятельность – использование жестов и мимики в заучивании стихов, упражнения на общую координацию, диалоги, самодельный кукольный театр (перчаточные куклы, использование реквизита и костюмов, масок). В рамках театральной деятельности осуществляется активное познание общепринятых сценариев поведения.

Сферы применения методов также разнообразны.

Это может быть самостоятельная работа, часть интегрированного процесса, организация досуга, свободного времени. Частая смена видов деятельности не позволяет ребенку скучать и воспринимать педагогический процесс как неинтересное, обязательное занятие. Каждому ребенку найдется дело по душе, и даже свободное от обучения время, дети могут провести за любимым делом. А созданная в группе среда способствует их творческой реализации своей наглядностью и разнообразием.

Не секрет, что в последнее время нам приходится сталкиваться и с детской агрессивностью. Наша работа, конечно, должна быть направлена на устранение причин детской агрессивности, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития.

Художественно-творческая деятельность увлекает таких детей и частично снимает моменты агрессии.

Соединение театрализованной, сюжетно-ролевой игры «игра в театр», дает возможность объединить детей общей идеей, сплотить на основе интересной деятельности, оставаясь игрой.

Большое количество вариантов творческой деятельности позволяет создать ситуацию успеха: ребенок приобретает важное личностное качество – уверенность в своих силах. Зная, что, каждый силен в своем, одному удается лучше рисование, а другому что-то другое, дети не испытывают чувства зависти.

Ребенку нравится осознавать, что рисунок или поделка – результат его собственных усилий.

Умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции – создает благоприятную почву для развития социальных навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Занимаясь творческой деятельностью, дети становятся более аккуратными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, терпеливыми в работе и в отношении друг к другу. У них развивается креативное мышление, воображение, фантазия.

В освоении методов художественно-творческой деятельности дети проявляют искренние эмоции, что развивает их способность к взаимопомощи, позволяет накопить наиболее позитивный социальный опыт. Радость и улыбки детей, спокойствие и терпение в общении – наилучший показатель их успешной социализации.


Вы здесь:
Сампир Л.С.
Новости
© 2013 - 2024 Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Сайт osdrmurmansk.ru является официальным сайтом, а электронная почта info@osdrmurmansk.ru является официальной электронной почтой ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Все материалы сайта доступны по ЛицензииОграничение по возрасту: 18+. Сегодня: 17 апреля 2024 года, среда
Вы можете нас найти в : https://t.me/joinchat/4tDDh7PcdAk2MDQy, либо написать нам info@osdrmurmansk.ru
Сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз