«Методы работы по социально-коммуникативному развитию ребенка в ГОБУЗ « МОДРС» (из опыта работы)».
Автор: Майорова Марина Алексеевна
Воспитатель Государственного областного
бюджетного учреждения здравоохранения
«Мурманский областной Дом ребёнка
Специализированный для детей с органическим
поражением центральной нервной системы
с нарушением психики»
Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.
Перед педагогами и всем персоналом данного учреждения стоят единые задачи. Главная из них помочь детям прожить счастливое детство и при этом не только усвоить навыки, правила и нормы общества, но и уверенно их применять в повседневной жизни и в социуме.
Формы и методы работы с детьми.
В своей практике использую метод конгруэнтной коммуникации, который «в системе отношений взаимодействия «ребенок – взрослый» базируется на принципах гуманистической психологии.
Основная цель конгруэнтной коммуникации – обеспечение системы психологических условий позитивного личностного развития ребенка. Данная цель реализуется через систему задач, включающих:
Итак, в основе успешной коммуникации детей лежит их деятельность, либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности.
В повседневной жизни дети активно участвуют вместе с взрослыми, помогают в меру своих возможностей, а так же с удовольствием берутся за всякую работу. Малыши получают огромное удовольствие от сделанного, взамен получают заслуженную похвалу. В свою очередь педагог учитывает возрастные и физические особенности ребенка, и, конечно же, ребенок получает поощрения. Так же поощряется в ребенке инициатива.
Взрослые должны обязательно знать, что малыши внимательно наблюдают за нами, поэтому показываем своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
Воспитательный и образовательный процессы в доме ребенка подразделены на 3 составляющие:
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности группы, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В практике используются разнообразные формы работы с детьми.
Организованная образовательная деятельность.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
Самостоятельная деятельность детей
С раннего возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.
Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в данном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.