ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕНСОМОТОРНОЙ КНИГИ В РАМКАХ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
Столярова Ирина Геннадьевна
Богданова Ольга Анатольевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 комбинированного вида»
г.Кандалакша
Основной контингент групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР составляют дети со сложной структурой дефекта, имеющие последствия перинатальной энцефалопатии, которые могут выражаться в различных неврологических нарушениях; с сенсорными нарушениями, которые отстают от сверстников по общему уровню развития отдельных анализаторов; с нарушениями опорно-двигательного аппарата, раннего детского аутизма. Указанные нарушения являются причинами в задержке наглядно-образного мышления и выражаются в отставании сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов деятельности и психологических новообразований: в неравномерности, нарушении целостности развития личности.
Педагоги групп компенсирующей направленности стоят пред необходимостью тщательного подбора дидактических пособий, которые должны соответствовать уровню психомоторного развития, с опорой на зону актуального развития, с учетом зоны ближайшего развития. Пособие, представленное нами, соответствует всем требованиям ФГОС ДО.
Сенсомоторное пособие «Книга Babу-sitter» - это полифункциональное пособие для детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Книга объединена единой лексической темой «Животные» и формирует первичные представления о животных. Данная книга представляет собой совокупность страниц-планшетов на основе ковролинографа. Авторская рукотворная книга изготовлена из экологичных материалов, приятных на ощупь: фетр, хлопок, бусины, репсовые ленты. Для развития тактильно-кинестетического восприятия и развития мелкой моторики представлены застежки всех видов: крючки, кнопки, молнии, люверсы, пуговицы, магниты, велкроткань.
Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с пособием «Книга Babу-sitter»:
В соответствии с выделенными направлениями сформированы комплексы упражнений, приведенных ниже:
«Поздоровайся с Мишкой», «Кто что ест», «Считай, не ошибись», «Кто где живет», «Найди маму детенышу», «Назови ласково», «Кто как кричит», «Накорми ежика», «Наведи порядок в кладовой ежика», «Найди мышку в норке», «Помоги клоуну собрать шарики», «Помоги Мишке поймать рыбку», «Тактильные мешочки», «Поймай такую же рыбку», «День-ночь»,
«Подбери домик для гусеницы», «Цветик-семицветик», «Прожорливая лягушка», «Солнышко и дождик», «Прожорливые гусеницы».
Структура занятия:
В ходе выполнения предметно-практических действий с сенсомоторной книгой у ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность, плановость в действиях, развиваются мышление и речь. Данное пособие позволяет актуализировать имеющиеся у детей опорные знания и способствует их дальнейшему развитию.