Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
О.М.Попова - воспитатель первой квалификационной категории специализированной группы МБДОУ №31
А.И.Полевая – воспитатель специализированной группы МБДОУ №31
Особенность детей дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности, самооценки и образа «Я», эмоционально – потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а так же социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
С учётом работы в группе детей с различными нарушениями в развитии и здоровье, основными приоритетами для нас являются преодоление и коррекция имеющихся проблем , личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком, обеспечение социально-эмоционального благополучия.
Многолетний мониторинг развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата показал наличие сопутствующих нарушений: в речевом развитии, в эмоциональной и коммуникативной сферах.
Возникла необходимость углубленной, комплексной работы по социально-эмоциональному развитию детей с использованием современных программ и методик, основанных на игре.
В условиях ориентации педагогов на проектировочную деятельность, родилась идея создания проекта «Радость» социально - эмоциональной направленности, в котором мы бы смогли в совместном творческом поиске решать параллельно проблемы социализации воспитанников и развития эмоциональной сферы.
Работа по проекту направлена на развитие и совершенствование у ребенка социальных навыков, умений, а так же опыта, которые необходимы для жизни в социуме, для развития ребенка как личности.
Для достижения цели поставлены задачи, которые решаются в комплексе.
- создать психолого-педагогические условия для развития навыков межличностного взаимодействия ;
- учить детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
- формировать адекватную самооценку и механизмы произвольной эмоциональной регуляции;
- развивать способность к осознанному восприятию своих эмоций, чувств и переживаний, а так же пониманию эмоционального состояния других людей;
- расширять психолого - педагогический кругозор родителей по проблеме социально-личностного развития ребенка.
Участники проекта прежде всего дети. Работа взрослых: воспитателей, родителей, специалистов (психолога, музыкального руководителя, логопеда) состоит в преемственности в коррекционно-развивающей работе с детьми в эмоционально - личностной, речевой сфере, развитии творческих способностей.
Взаимодействие и преемственность воспитателей, родителей и специалистов основано на принципах сотрудничества, партнерства, сотворчества, единства взглядов и требований.
Во взаимодействии с детьми «взрослые + дети» так же соблюдаются определенные принципы: понимание и доверие, взаимопомощь и уважение, доброжелательность.
При условии соблюдения этих принципов, ребенок не замыкается в себе, он доверяет взрослому и раскрывается как личность со своими взглядами, убеждениями и противоречиями.
Работа по проекту представлена 4 блоками.
1 блок – «Комплексная диагностика» - это отправная точка работы над проектом .
В комплексную диагностику входит: специальная ,которую проводят специалисты и педагогическая( В.М.Минаевой «Диагностика эмоциональной сферы»,Г.А.Широковой «Уровни социально-эмоционального развития детей»).По итогам диагностики планируем дальнейшую работу.
В рамках 2 блока- «Обучение, развитие и коррекция», составляем цикл занятий по месяцам на основе программы «Азбука общения» Л. М. Шипицыной. Эта программа дает возможность максимально использовать потенциал игровых методов и приёмов в коррекционно-развивающих целях.
Дополняем данный блок своими авторскими разработками: совместные занятия «дети + родители», заключительные досуги, развлечения.
3 блок -«Взаимодействие с родителями». Вовлечение родителей в работу по проекту, дает возможность расширить знания о ребенке как личности. В первую очередь знакомим родителей с проектом, выясняем, что больше всего интересует родителей в области социально - эмоционального развития ребенка, в чем состоят трудности, в какой помощи нуждаются.
Свою работу по психолого-педагогическому просвещению родителей строим таким образом, чтобы формы взаимодействия «педагог-родитель» варьировались от консультативной до совместных мероприятий , факультативных встреч«Любящие родители» .
С целью отслеживания результатов работы по проекту, в рамках 4 блока ( « Заключительный») проводим итоговую диагностику. Результаты диагностики и итоговые данные по проекту представляем на медико-педагогическом консилиуме за круглым столом, а так же определяем дальнейшую перспективу работы по проекту.
Использование игр на формирование социальных способностей и навыков, развитие эмоциональной сферы , способствует обеспечению социально-эмоциональной уверенности, стабильности и благополучия.
Взаимодействие в триаде «педагог-ребенок-родитель» благотворно влияет на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка.
Совместные игры «взрослый + ребенок»:
- уменьшают воздействие стрессирующих факторов, негативных проявлений,
- формируют активную позицию родителей по отношению к ребенку,
- развивают навыки взаимодействия детей и взрослых
- способствуют полноценному социально-эмоциональному развитию в общении со взрослыми, в совместной с ними деятельности.
Немаловажную роль в работе по проекту имеет помощь специалистов (психолога, муз. руководителя, логопеда). Специалисты помогают преодолеть речевые, эмоциональные проблемы с помощью групповых и индивидуальных коррекционных занятий, консультаций, выступлений на факультативе. Работа со специалистами в одном направлении, позволяет нам комплексно и более качественно преодолевать и решать детские проблемы и трудности.
Дети, посещающие специализированную группу не изолированы от других детей: посещают занятия других групп, проводятся совместные праздники, развлечения, спортивные игры.
Расширение социальных контактов происходит во время проведения специально организованных «гостевых визитов» в соседние дошкольные учреждения, а также приём гостей с ответными визитами.
В результате планомерной и систематической работы , к концу учебного года наблюдается определённая динамика в социальных контактах воспитанников : дети естественны, доброжелательны, легко идут на общение с другими детьми и взрослыми, владеют адекватными способами выражения своего внутреннего состояния через основные эмоции.
Наше кредо в работе с воспитанниками :
«Любить другого и быть рядом с людьми, большими и маленькими, это самый естественный из даров, расцветающий, как цветок, когда мы живем в волшебном мире, называемом жизнью.» (Песталоцци «Во имя детей.»)
Литература.