ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

О.М.Попова, А.И.Полевая


Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

О.М.Попова - воспитатель первой квалификационной категории  специализированной группы МБДОУ №31

А.И.Полевая – воспитатель специализированной группы МБДОУ №31

 

Особенность детей дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности, самооценки и образа «Я», эмоционально – потребностной  сферы, нравственных ценностей и установок, а так же социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

С учётом  работы в группе  детей с различными  нарушениями в развитии и здоровье, основными приоритетами   для нас  являются  преодоление и коррекция   имеющихся  проблем , личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком, обеспечение  социально-эмоционального благополучия.

Многолетний мониторинг развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата показал наличие сопутствующих нарушений: в речевом развитии,  в эмоциональной и коммуникативной сферах.

Возникла необходимость  углубленной, комплексной  работы по социально-эмоциональному развитию детей  с использованием современных программ и методик, основанных на игре.                                                              

В  условиях ориентации педагогов на  проектировочную деятельность, родилась идея создания проекта  «Радость» социально - эмоциональной направленности, в котором мы бы смогли в совместном творческом    поиске решать параллельно проблемы социализации воспитанников и развития эмоциональной сферы.                                   

Работа по проекту направлена на развитие и совершенствование у ребенка социальных навыков, умений, а так же опыта, которые необходимы для жизни в социуме, для развития ребенка как личности.        

Для достижения цели поставлены задачи, которые решаются в комплексе.

- создать психолого-педагогические условия для развития навыков межличностного взаимодействия ;

-  учить детей этически ценным формам и способам  поведения в отношениях с другими людьми;       

-  формировать адекватную самооценку и механизмы произвольной эмоциональной регуляции;

-  развивать способность к осознанному восприятию своих эмоций, чувств и переживаний, а так же  пониманию эмоционального состояния других людей;

-  расширять психолого - педагогический кругозор родителей по проблеме социально-личностного развития ребенка.

Участники проекта прежде всего дети. Работа взрослых: воспитателей, родителей, специалистов (психолога, музыкального руководителя, логопеда) состоит в преемственности в коррекционно-развивающей работе с детьми в эмоционально -  личностной, речевой сфере, развитии творческих  способностей.     

Взаимодействие и преемственность воспитателей, родителей и специалистов основано на принципах сотрудничества, партнерства, сотворчества, единства взглядов и требований.                      

Во взаимодействии с детьми «взрослые + дети» так же соблюдаются определенные принципы: понимание и доверие, взаимопомощь  и уважение, доброжелательность.         

При условии соблюдения этих принципов, ребенок не замыкается в себе, он доверяет взрослому и раскрывается как личность со своими взглядами, убеждениями и противоречиями.

Работа по проекту представлена 4 блоками.

1 блок – «Комплексная диагностика» - это отправная точка работы над проектом .

В комплексную диагностику входит: специальная ,которую проводят специалисты     и педагогическая( В.М.Минаевой «Диагностика эмоциональной сферы»,Г.А.Широковой «Уровни социально-эмоционального развития детей»).По итогам диагностики планируем дальнейшую работу.

В рамках   2 блока- «Обучение, развитие  и коррекция»,  составляем цикл занятий по месяцам на основе программы «Азбука общения» Л. М. Шипицыной. Эта программа  дает возможность максимально использовать потенциал игровых методов и приёмов  в коррекционно-развивающих целях.   

Дополняем данный блок своими авторскими разработками: совместные занятия «дети + родители», заключительные досуги, развлечения.

3 блок -«Взаимодействие с родителями». Вовлечение родителей в работу по проекту, дает возможность расширить знания о ребенке как личности. В первую очередь знакомим родителей с проектом, выясняем, что больше всего интересует родителей в области социально - эмоционального развития ребенка, в чем состоят трудности, в какой помощи нуждаются.

Свою работу по психолого-педагогическому просвещению родителей строим таким образом, чтобы формы  взаимодействия «педагог-родитель» варьировались от  консультативной до  совместных  мероприятий , факультативных  встреч«Любящие родители» .

С целью отслеживания результатов работы по проекту, в рамках 4 блока ( « Заключительный») проводим итоговую диагностику. Результаты диагностики и итоговые данные по проекту представляем на медико-педагогическом консилиуме за круглым    столом, а так же определяем дальнейшую перспективу работы  по проекту.    

Использование игр на  формирование   социальных способностей и навыков, развитие  эмоциональной сферы , способствует обеспечению  социально-эмоциональной уверенности, стабильности и благополучия.                      

Взаимодействие в триаде «педагог-ребенок-родитель» благотворно влияет на развитие социально-эмоциональной сферы  ребенка.               

Совместные игры «взрослый + ребенок»:      

- уменьшают воздействие стрессирующих факторов, негативных проявлений,

- формируют активную позицию родителей по отношению к ребенку,              

-  развивают навыки взаимодействия детей и взрослых

-  способствуют полноценному социально-эмоциональному развитию в общении со взрослыми, в совместной с ними деятельности.

Немаловажную роль в работе по проекту имеет помощь специалистов (психолога, муз. руководителя, логопеда). Специалисты помогают преодолеть речевые, эмоциональные проблемы с помощью групповых и индивидуальных коррекционных занятий, консультаций, выступлений на факультативе. Работа со специалистами в одном направлении, позволяет нам комплексно и более качественно преодолевать и решать детские проблемы и трудности.

Дети, посещающие специализированную группу  не  изолированы от других детей: посещают занятия других  групп, проводятся совместные праздники, развлечения, спортивные игры.   

Расширение социальных контактов происходит во время проведения специально организованных «гостевых визитов» в соседние дошкольные учреждения, а также приём гостей с ответными визитами.

В результате  планомерной и систематической работы , к концу  учебного года  наблюдается определённая динамика в   социальных контактах воспитанников : дети естественны, доброжелательны, легко идут  на общение  с другими детьми и взрослыми,  владеют адекватными способами выражения своего внутреннего  состояния через основные эмоции.

Наше  кредо  в  работе  с воспитанниками :                               

«Любить другого и быть рядом с людьми, большими и маленькими, это самый    естественный из даров, расцветающий, как цветок, когда мы живем в волшебном мире, называемом жизнью.»                                                                                                                                 (Песталоцци «Во имя детей.»)      

Литература.

  1. Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская…«Азбука общения» - программа  развития личности ребёнка , навыков общения  со взрослыми и сверстниками                                                                                                                                                                   
  2. Н. В. Иванова, Е.Ю. Бардинова , А.М. Калинина « Социальное развитие детей в ДОУ» - методическое пособие ( приложение к журналу « Управление ДОУ»)
  3. Н.Г. Комратова , Л.Ф. Грибова « Социально-нравственное воспитание дошкольников»
  4. Р.А. Жукова « Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет»
  5. Е.С. Евдокимова « Проектирование как здоровьезберегающая технология в ДОУ» ( ж-л. « Управление ДОУ» № 1 2004 г.)

Вы здесь:
О.М.Попова, А.И.Полевая
Новости
© 2013 - 2024 Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Сайт osdrmurmansk.ru является официальным сайтом, а электронная почта info@osdrmurmansk.ru является официальной электронной почтой ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Все материалы сайта доступны по ЛицензииОграничение по возрасту: 18+. Сегодня: 29 марта 2024 года, пятница
Вы можете нас найти в : https://t.me/joinchat/4tDDh7PcdAk2MDQy, либо написать нам info@osdrmurmansk.ru
Сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз